О ТАИНСТВЕ БРАКА
«Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8), – говорит святой апостол Иоанн Богослов. Бог есть единство трех Ипостасей. Любовь может проявляться и развиваться только в общности, в единстве личностей. Бог создал человека по Своему образу, чтобы человек мог уподобиться Ему. Образ Божий в человеке реализуется в его способности воспринимать и развивать любовь на его тварном уровне. Когда человек живет в общении с Богом и в любви со своими ближними, тогда он достигает совершенства или подобия Богу. Семья – это место, где должна обитать Божия любовь. Семья есть икона Святой Троицы.
Библейские слова: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2: 18), – подчеркивают фундаментальную истину для человека, который не может реализовать себя в одиночестве, но только в связи с ближними. В семье мужчина реализует себя через женщину, а женщина – через мужчину. Дети завершают союз двух родителей. В обществе никто не может реализовать себя в одиночку, но только в общности с другими и с их помощью. Иначе искажается изначальная цель создания человека, который не был создан для существования в одиночестве. Отсюда и все человеческие страдания.
«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1: 28) – такова была первая заповедь Божия людям. Чадородие и прибавление детей – результат любви, соединяющей мужчину и женщину, делающей их обоих одной плотью: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2: 24). Любовь не замыкает в себе лишь двоих людей, но делает их участниками творческого действия Бога через них, а именно – через рождение детей. Из этих библейских цитат мы видим, что изначальным замыслом семьи является взаимопомощь и рождение детей, дабы продолжался человеческий род.
Во времена Ветхого Завета семья рассматривалась как священный институт, охраняемый Божественными заповедями, данными Богом через Моисея. Со временем моногамия и нерасторжимость семьи стали нормами социального сосуществования. Если мы откроем Ветхий Завет, то увидим, что в нем сурово наказываются прелюбодеяние, гомосексуальность и аборты, а также другие грехи, ослабляющие или разрушающие семью.
Что есть таинство Брака?
Библейские чтения в православном таинстве Венчания взяты из Послания к Ефесянам апостола Павла. В духе пророков Ветхого Завета (пророка Осии и др.), когда они говорили о супружеской связи между Богом и народом Израилевым, апостол поставляет союз мужчины и женщины на союзе Христа и Церкви. Как Христос возлюбил Церковь и отдал за нее Свою жизнь, так и мужья должны любить своих жен. Таким образом, брак должен символизировать взаимосвязь между Христом и Церковью. В Кане Галилейской Господь совершает Свое первое чудо – превращает воду в вино, что говорит о переходе человечества от Ветхого Завета к Новому, о превращении бракосочетания в тайну, которая возносит двух объединяющихся людей к реальности за пределами их природы: «Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим. 8: 4); «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5: 32).
В нашем сегодняшнем дехристианизированном обществе таинство Брака часто сводится лишь к совершению надлежащего церковного обряда. Люди часто не осознают, что благодать, полученная по молитвам Церкви, требует от супругов соработничества с ней на протяжении всей их жизни. Совершая венчание, священник молится, чтобы Бог даровал супругам мирную, долгую жизнь, взаимную любовь в союзе мира. Еще он молится, чтобы Бог благословил их, даровал им хороших детей, единство душ и телес и увенчал их любовью. В венчании жених и невеста обещают, что они до гроба сохранят узы любви и союз друг с другом чистыми, верными и честными и не оставят своих обязанностей. Бог сохраняет нас в мире и взаимопонимании лишь в той мере, в какой мы также стремимся к миру и взаимопониманию. Таинство Венчания не может полноценно осуществиться, и брачное ложе не может оставаться незапятнанным, если жених и невеста не приложат усилий, чтобы жить по воле Божией через молитву и самоограничение.
Дети – это дар от Бога, но мы должны развивать этот дар: работать над тем, чтобы вывести их в жизнь, позаботиться об их воспитании. Воспитание детей должно начинаться, когда они еще созревают в утробе матери, а затем продолжаться в их детские годы, когда формируется человеческая личность. От нас зависит, что мы вложим в наших детей.
На мой пастырский взгляд, существует величайшая ошибка, которую мы, христиане, совершаем сегодня. Она состоит в следующем: мы ожидаем, что благодать, полученная при Крещении, в Евхаристии, при Венчании, при других молитвах Церкви, будет действовать и приносить плоды в нашей жизни сама по себе, без нашего собственного молитвенного участия, без аскезы и стремления жить по заповедям Христовым с нашей стороны. Мы забываем, что можно быть истинными полноценными христианами только в той мере, в какой мы позволяем благодати Крещения действовать внутри нас, согласно обещаниям, которые мы дали во время этого таинства. В Крещении мы обещали, что отречемся от сатаны и всех его дел и соединимся со смиренным и послушным Христом. В этом смысле мы не можем создать христианскую семью, просто поучаствовав в обряде венчания. Но мы становимся единой цельной семьей через взаимную любовь, когда живем по воле Божией и исполняем Его заповеди.
Благодать Божия не действует без нашего соработничества: «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1 Кор. 3: 9). Бог уважает свободу, которую Он дал человеку при его сотворении. Благодать Божия очень нежна и тонка, она присутствует и действует внутри нас особым образом. Но эта благодать отступает от нас, если мы относимся к ней небрежно и равнодушно. И возвращается она только тогда, когда мы начнем призывать ее снова своими молитвами, умаляя себя для любви, смирения и терпения.
Несомненно, одной из величайших проблем, стоящих сегодня перед христианским миром, является чрезвычайно низкая рождаемость, которая ставит под угрозу выживание самих христиан. Планирование семьи с целью малодетности или даже полного воздержания от детей идет вопреки самой человеческой природе. Это не остается без последствий для физического и психического здоровья людей, а также для всего общества, которое все больше стареет и находится под угрозой вымирания.
Православная Церковь рассматривает проблемы, связанные с супружеской жизнью, не в юридической форме или посредством энциклик, как это происходит в Католической церкви, а в первую очередь как духовные вопросы. Священнослужитель может подробно рассмотреть и разрешить каждый спорный семейный случай. В православной семье супруги совместно с духовником и при помощи Святого Духа принимают важные решения, касающиеся совместной жизни пары. Конечно, это при условии, если супруги будут обращаться за советом к священнослужителю.
И все же мы должны с болью констатировать, что число совершающихся абортов в традиционно православных странах гораздо выше, чем в других странах, а уровень рождаемости невысок. Сегодня гражданское право практически в каждой стране больше не защищает традиционные семейные ценности. Именно поэтому сегодня мы являемся свидетелями беспрецедентного повсеместного упадка института семьи. Это порождает множество страданий в душах людей, ибо умножение грехов влечет за собой умножение страданий.
Расторжение брака
Расторжение брака – величайшая трагедия, которую может пережить семейный союз. Православная Церковь решительно выступает за нерасторжимость брака, поскольку бракосочетание есть таинство: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 6). Спаситель также говорит: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5: 32).
Тем не менее из икономии к верующим Православная Церковь допускает второй брак, который рассматривает уже не как таинство, а как благословение для двух вступивших в повторный брак людей. Вступившим в такой брак предоставляется еще один шанс остаться в обществе верующих через покаяние. Служба, освящающая второй брак, имеет глубокий покаянный характер. Церковь признает развод, объявленный гражданскими властями. Тем, кто вступает во второй брак на основании своего покаяния, епископ должен дать благословение на него. Это, однако, не означает повторения таинства Венчания. Такое отношение Православной Церкви к повторному браку учитывает человеческую немощь и отвечает на желание верующих продолжать полноценно участвовать в жизни Церкви, особенно в Евхаристии.
Святое Причастие в Евхаристии
Участие верующих в Литургии и причащение их Святых Христовых Таин означает их полное включение в жизнь Церкви. Церковь отождествляется с Евхаристией, а Евхаристия – с Церковью в том смысле, что и то, и то является Телом Христовым. Собрание верующих, как видимая, земная Церковь, совершает Евхаристию, а Евхаристия преображает верующих в Церковь как Тело Христово через приобщение их к Святым Дарам. «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5: 23). Таким образом, верующие становятся Церковью Христовой, живыми членами этого тела: «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12: 27).
Условием участия в Евхаристии для христиан должна быть полная их принадлежность Церкви, то есть если они живут в состоянии благодати, полученной ими в Крещении. Но если христианин впадает в тяжкие или смертные грехи, такие как убийство (в том числе аборты), ненависть, прелюбодеяние, несправедливое отношение к ближним или их притеснение, а также в другие, то он теряет это состояние благодати и порабощается злой силой. Возвращение его в состояние благодати происходит через покаяние, через глубокое сожаление о совершенных грехах и их исповедание в решимости больше их не повторять. Такое покаяние должно сопровождаться постом, молитвами и исполнением заповедей Божиих. Как и раскаяние в грехах, покаяние – это такая добродетель, которая должна сопровождать христиан на протяжении всей их жизни.
Дети в православной семье должны причащаться наравне со взрослыми. Участие в Литургии всех членов семьи – это большое подспорье для того, чтобы каждый в семье возрастал в любви, чтобы между всеми царило согласие.
К сожалению, часто можно видеть, что на Литургии регулярно причащаются только дети. Это может привести к тому, что в юности они порвут связь с Церковью и перестанут причащаться по примеру родителей. Поэтому родители во всем должны быть примером для своих детей. Аминь.
Перевод с немецкого - Александра Калиновская
Сайт Mitropolia-ro.de