О первом архиерее-новомученике

Уроки истории, которые могут повториться

25 января 1918 года. Киево-Печерская лавра. В покои митрополита Киевского входят пятеро вооруженных людей. Они грубо требуют денег, оскорбляют архиерея. Убедившись, что денег у него нет, бандиты выталкивают владыку из кельи и ведут убивать.

Митрополита вели открыто, на глазах у всех, еще не поздним вечером. В то время в Киево-Печерской лавре жили и работали более тысячи человек. Преступники вывезли архиерея за стены Лавры, расстреляли и надругались над его телом: выкололи глаза, изрезали лицо. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит»...

Убийство м.Владимира (Богоявленского) явилось началом масштабных гонений на Русскую Церковь. Владыка стал первым архиереем в сонме новомучеников, в XX веке от безбожников пострадавших. Дата убиения митрополита впоследствии стала днем молитвенного поминовения всех новомучеников российских (ближайшее воскресенье к 7 февраля по н. ст.) В этой смерти связались многие смысловые нити, из которых и сплетается сложный и запутанный клубок истории Руси начала ХХ века.

Поразительно! Киевского митрополита, человека святой жизни, выводят из Киево-Печерской лавры, где молятся и трудятся более тысячи человек, и зверски убивают возле лаврских стен – но никто не пытается защитить своего пастыря, никто не выходит на его поиски. Утром тело находят богомольцы, идущие на службу. Свидетелями ареста владыки было множество людей: личные келейники, прислужники, секретарь Владимира и даже несколько высокопоставленных священнослужителей. При задержании святого присутствовал прежний наместник Амвросий, епископ Прилуцкий, викарий Полтавской епархии и епископ Федор (Лебедев). Никто из них не оказал митрополиту никакой помощи.

Сохранилось воспоминание очевидцев, что когда преступники вели владыку мимо Успенского собора, они столкнулись с большой группой монахов и паломников, но «все они отнеслись к уводу митрополита совершенно безучастно» и на призыв какой-то богомолки заявили, что происходящее «не их и не ее дело».

Этот случай показывает, что церковная жизнь того времени заходила в некий тупик. Внешне все было прекрасно - тысячи храмов и монастырей, множество священников и монахов, духовные школы, толпы богомольцев в праздничные дни. Но внутри этого благолепия уже вызревала какая-то пустота, что-то важное было утрачено... О надвигающемся духовном кризисе писали еще задолго до революции наши великие святители Игнатий и Феофан, и многие другие.

Митрополит Вениамин (Федченков) в книге "На рубеже двух эпох" отмечает: "Духовная жизнь и религиозное горение к тому времени начали падать и слабеть. Вера становилась лишь долгом и традицией, молитва – холодным обрядом по привычке. Огня не было в нас и в окружающих. Пример о. Иоанна Кронштадтского был исключением, но он увлекал преимущественно простой народ. А высшие круги – придворные, аристократы, архиереи, духовенство, богословы, интеллигенты – не знали и не видели религиозного воодушевления. Как-то все у нас опреснилось, или, по выражению Спасителя, соль в нас потеряла свою силу, мы перестали быть «солью земли и светом мира». Нисколько не удивляло меня ни тогда, ни теперь, что мы никого не увлекали за собою: как мы могли зажигать души, когда не горели сами?!"

Великий урок! Состояние Церкви определяет состояние общества. Вера - главный нерв жизни общества. «Что в теле душа, то в мире христиане». Мы - соль, закваска. Если соль перестанет быть соленой, кого она может осолить?

Это тема великой ответственности христиан за происходящее, и важности твоих отношений с Богом не только для тебя, но и вообще для всех. История Церкви - часть мировой истории, на которую прямо влияет наша молитва, наша любовь к Богу, состояние нашей души.

Господь "перезапустил" жизнь Русской Церкви. "Мы живем в добавленное время" - сказал кто-то из священников. Сколько оно продлится, мы не знаем. И это время должно быть наполнено христианством - молитвой, покаянным трудом, помощью ближним, проповедью. Чтобы уроки истории не повторились.

Сергей Комаров

Поделиться: