Пасха! Слово новомучеников: священномученик Фаддей (Успенский)
Слово на второй день Святой Пасхи[i]
Смерти празднуем умерщвление,
адово разрушение,
иного жития вечнаго начало.
Пасхальный канон, песнь7-я
Ныне последний враг человека истребился — смерть, ныне смерть поглощена навеки, и мы от смерти перешли в жизнь, от власти ада в Царство Божественной жизни. Вместо жизни, проходившей в искании мимолетных и обманчивых земных радостей, оставлявших сердце наше неудовлетворенным даже в то время, когда, казалось бы, всё наше существо обнимал трепет блаженства и счастья, ныне положено начало жизни, исполненной вечной и ничем не разрушаемой духовной радости. Без сомнения, многие из нас испытали как бы отблески этой небесной радости во всепразднственную и спасительную нощь Христова воскресения.
Но почему эта радость, на мгновение мелькнув в сердце нашем подобно живительному лучу света, в одних вскоре совсем исчезла, у других оставила лишь слабое воспоминание или томительное ожидание, пока она придет снова? Конечно потому, что снова вскоре вместо этой чистой, небесной радости более возлюбили они то, что кажется радостным на земле; причащению Божественной и Священнейшей Пасхи предпочли яства земные, вместо пива нетления и источника Божественного веселия захотели лучше пить чашу омрачающих ум удовольствий плоти. Но если мы чувствуем себя немощными и бессильными побороть в себе и изгнать всецело из своего сердца эти долу влекущие мысли и пожелания плоти, которые затворяют перед нами двери блаженного чертога Христова, отверзшиеся в светозарную ночь Христова воскресения, то хотя бы дадим истинную цену этим мыслям и пожеланиям, делающим сердце наше подобным, может быть, красивому совне и радующему на мгновение взор, но исполненному внутри костей и всякой нечистоты гробу (Мф. 23: 27)! Отверзем снова двери нашего слуха, дабы входили через них исполненные духовного торжества слова церковных песнопений!
Когда же слова эти достигнут внутренних дверей нашего сердца, мы услышим опять в душе голос Христа, входящего вечерять с нами (Откр. 3: 20) и изводящего истлевшие от страстей остатки духовной жизни нашей из гробов, то есть скованных любовью ко греху сердец наших (Иез. 37: 11–14). И если посещение Его всё еще не возвратит нам прежней, восхищающей до забвения всего земного радости, то мы ощутим, по крайней мере, в себе большую силу для борьбы с унизительными пожеланиями плоти. Духовные враги наши исчезнут, как дым, и мы познаем опытно силу слов, которые так часто слышим в эти дни: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его! После победы над ними мы узрим опять в душе своей виденный нами прежде, в ночь воскресения, отобраз и как бы уже предначатие того всерадостного, светоносного жития, пред которым потеряют всю привлекательность радости земные. Аминь.
Радуйтесь[ii]
(слово сказано в Твери 16 (29) апреля 1935 г.)
Радуйтесь! (Мф. 28: 9) — это первое слово воскресшего Христа, сказанное Им женам-мироносицам, а через них всем людям. И Святая Церковь, празднуя Христово Воскресение, призывает своих чад к радости.
Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное. Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в Нем же утверждается. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся... О Пасха! Избавление скорби… Пасха, радостию друг друга обымем.[iii]
Все песни Пасхи, особенно Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина, преисполнены радостью, какая была и в Давиде, перед сенным ковчегом скакавшего и игравшего. Не только чада Божия живые призываются, как светоносные, выйти навстречу Христу, исходящему из гроба, яко Жениху, но представляются радующимися, как бы живыми, и во аде находящиеся: Безмерное Твое благоутробие, адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную[iv].
Но почему же радость Святой Пасхи в сердца многих почти не входит, или быстро исчезает, как блекнет иногда на мгновенье светлый луч и опять становится кругом серо и темно? Почему дни Пасхи для многих почти теряются среди серых будничных дней, и в сей нареченный и святый день, Един суббот Царь и Господь, праздников праздник и торжество есть торжеств[v], в сию воистину священную и всепразднственную, спасительную ночь и светозарную[vi] едва почувствуется прилив радости небесной и скоро отходит? Да потому, что люди мало живут во Христе, следовательно, и войти в радость Господа своего (Мф. 25: 21) не могут надолго. Они не там ищут радости, где учил искать ее и открыл нам Христос.
Большинству людей вполне понятны лишь радости земной жизни, и они готовы отдаваться им днем и ночью. Самую веру Христову многие хранят лишь как средство, помогающее испросить у Бога те же радости земной жизни, как будто вера только какой-то придаток к земному благополучию. Между тем ведь Христос пришел на землю не для того, чтобы во время земной жизни люди могли лучше есть, пить, веселиться. Он принес в мир иную, высшую, небесную радость жизни в Боге, в которой растворяются все скорби жизни земной.
Радуйтесь! (Мф. 28: 9) — сказал Господь, явившись по воскресении женам-мироносицам, и прежде всего Своей Пречистой Матери. О чем же радоваться? Не о том лишь призывал Он радоваться Матерь Свою, что снова увидела Она живым и ходящим по земле Своего Сына, Которого с такой великой скорбью оплакала уже как распятого и погребенного. Конечно, велика и трудно описуема радость матери, увидевшей живым сына, которого она горько оплакивала как умершего. Однако и эта радость меркнет, если мать узнает о сыне что-нибудь постыдное. Иная мать тогда готова сказать: «Лучше бы не видеть тебя опять живым, а по-прежнему плакать как об умершем». Радость Богоматери была особенно велика и свята потому, что Божественный Сын явился Ей с радостной вестью о том, что Он открывает через Свое воскресение неисчерпаемый источник радости всем людям.
Приветствие воскресшего Христа: Радуйтесь! (Мф. 28: 9) — было для Богоматери напоминанием архангельского приветствия при Благовещении: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк. 1: 28). Архангел призывал Пречистую Деву радоваться о рождении от Нее Сына Божия, Который спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1: 21). Пречистая Дева уже имела душу, исполненную высшей, духовной, небесной жизни, и потому Она всем сердцем восприяла архангельское приветствие, хотя Архангел благовествовал не о рождении Избавителя от бед земной жизни, а о рождении Спасителя людей от грехов. Между тем большинство людей в те времена и ныне видят в бедствиях земной жизни первоисточник страданий, слез и самого греха. В свободе для греховных влечений они видят, наоборот, залог счастья, благополучия жизни. Архангел же говорил Пречистой Деве, что после избавления людей от греха снимется с них клятва, почиет благословение Божие. И вот то, что было возвещено Архангелом Гавриилом как радостное обещание, теперь, по воскресении Христовом, стало радостной действительностью. Воскресением Своим Христос очистил людей от греха, снял клятву, открыл источник благословения небесного, ради которого и земная жизнь людей должна стать радостнее.
[i] Олонецкие епархиальные ведомости. 1903. № 8. Неофиц. отдел. С. 275–276. Опубликовано: Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Творения. Кн. 1. Проповеди. Тверь: Булат, 2002. С. 311–312.
[ii] Радуйтесь! : [Сборник] / Священномученик архиеп. Фаддей (Успенский). — М. : Елеон, 1998. С. 18–21.
[iii] Тропари Пасхального канона, песни 1-я, 3-я, 9-я; стихиры Пасхи.
[iv] Пасхальный канон, песнь 5-я.
[v] Там же, песнь 8-я.
[vi] Там же, песнь 7-я.
Слово на Пасху[i]
(слово сказано на третий день праздника)
Смерти празднуем умерщвление,
адово разрушение,
инаго жития вечнаго начало…
Пасхальный канон, песнь 7-я
Ныне последний враг человека истребился — смерть: смерть ныне поглощена навеки, и от смерти мы перешли в жизнь, от власти ада в Царство Божественной истины. Вместо жизни, проходившей в искании мимолетных и обманчивых земных радостей, оставлявших сердце наше неудовлетворенным даже тогда, когда, по-видимому, всё наше существо обнимал трепет блаженства и счастья, ныне положено начало жизни, исполненной вечной и ничем не разрушаемой духовной радости.
Без сомнения, многие из нас испытали как бы отблески этой небесной радости во всепразднственную и спасительную ночь Христова Воскресения. Но почему эта радость, на мгновение мелькнув в сердце нашем, подобно живительному лучу света, в одних вскоре совсем исчезла, у других оставила лишь слабое воспоминание или томительное ожидание, пока она придет снова? Конечно потому, что вместо этой чистой, небесной радости более возлюбили они то, что кажется радостным на земле; причащению Божественной и священнейшей Пасхи, предпочли яства земные, вместо пива нетления, исполняющего Божественного веселия, захотели лучше пить чашу омрачающих ум удовольствий плоти.
Но обратим внимание на эти мысли наши и желания, которые затворяют пред нами двери блаженного чертога Христова, отверзшиеся в светозарную ночь Христова Воскресения, дадим истинную цену этим мыслям и пожеланиям плоти, которую в омрачении ума так преувеличили. Отверзем снова двери нашего слуха, дабы входили через них исполненные духовного торжества слова церковных песнопений. И когда слова эти достигнут внутренних дверей нашего сердца, мы снова услышим в душе голос Христа, входящего вечерять с нами. И если посещение Его не возвратит нам прежней, восхищающей до забвения всего земного радости, то мы ощутим, по крайней мере, в себе большую силу для борьбы с унизительными пожеланиями плоти. Тогда духовные враги наши исчезнут, как дым, и мы познаем опытно силу слов, которые так часто слышим в эти дни: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его! После же победы над ними мы узрим опять в душе своей тот виденный нами прежде отобраз всерадостного, светоносного жития, перед которым потеряют всю привлекательность радости земные. Аминь.
Иеромонах Фаддей
[i] Уфимские епархиальные ведомости. 1901. № 9. Отдел неофиц. С. 520–521.