Соборование. Таинство исцеления, а не смерти
Во время Великого поста во многих храмах Православной Церкви совершается одно из семи таинств – Соборование. В чем его смысл, и как подготовиться к этому таинству? На эти и другие вопросы ответил настоятель храма во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены в Покровске (Энгельсе) Саратовской области священник Владимир Щербаков.
Отец Владимир, почему это таинство имеет именуется Соборованием, и когда оно появилось?
– Таинство Соборования установлено Самим Господом и берет начало с апостольских времен, когда апостолы получили благословение от Христа проповедовать покаяние и исцелять болящих, помазывая их маслом. В послании апостола Иакова говорится: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь (Ик. 5. 14–15). Апостолы, рукополагая епископов, передавали им последование и смысл этого таинства. И с тех пор священнослужители собираются в церкви и совершают Соборование, освящая елей молитвами и семикратно помазывая им недугующих православных людей.
Почему таинство называется Соборованием? Потому что в идеале его должен совершать «собор» из семи священников. Мы верим: где двое или трое собраны во имя Господне, там и Он посреди них, поэтому самые усиленные молитвы в Церкви совершаются собором священников и мирян. Но даже когда один священник совершает это таинство, оно будет действительным. В этом таинстве болящим невидимым образом подается Божия благодать, и она исцеляет немощи телесные и душевные.
Если человек не болен, зачем ему собороваться?
– Мы все больны – если не телесно, то уж точно духовно. Никто не может сказать о себе, что он духовно здоров.
Батюшка, когда это таинство может совершаться?
– Предание не оставило нам указаний, в какой день можно совершать Соборование, а в какой – нет. Болезнь не выбирает, когда ей прийти. Поэтому если человек болен, то не нужно дожидаться Великого поста, можно подойти к священнику и договориться о Соборовании. Из Священного Писания мы знаем, что первосвященники и фарисеи пытались ограничивать исцеление людей в субботу, говоря им, чтобы приходили в другой день, на что Господь отвечал: Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2. 27).
Есть православная традиция совершать это таинство над всеми православными христианами раз в год, как правило, во время длительного поста – Рождественского или Великого, с тем, чтобы подготовиться к празднику Пасхи или Рождества Христова, встретить их в духовном радовании и телесном здравии.
Скажите, отец Владимир, как правильно готовиться к Соборованию?
– Особой подготовки для этого таинства не требуется, но нужно исповедоваться, принести перед Господом покаяние, а уж затем приступать к таинству Соборования. После Соборования следует причаститься Святых Христовых Таин. Вот такой порядок.
Не допускаются к Соборованию женщины в период естественной немощи, люди, находящиеся в бессознательном состоянии, которые не понимают, что с ними происходит. Не нужно принуждать к участию в таинстве Соборования людей неверующих или не желающих собороваться, даже если они больны – это превращает церковное таинство в профанацию, и, конечно, болящий не получает от этого никакого исцеления. Исцеление – дар Бога, а не результат каких-то внешних действий, надо понимать, что Елеосвящение не является магическим ритуалом, после которого непременно последует физическое исцеление. Это таинство требует от человека веры и покаяния.
Как использовать елей, и что делать с зернами пшеницы, полученными в храме после Соборования?
– В «Требнике» выдающегося богослова Средневековья Петра Могилы написано, что все, что остается от Соборования, предается огню, сжигается в церковной жаровне. Скажу сразу, что, унеся с собой масло, освященное собором священнослужителей, человек дома сам не может совершить таинство Соборования. Этим маслом можно мазать больные места в надежде исцеления от Господа, но гораздо важнее участие в Соборовании. Поэтому совсем не обязательно набирать елей в большом количестве и хранить его годами.
С зерном еще проще. Ни одной молитвы при Елеосвящении над зерном не читается, но миряне, не понимая этого, пытаются его грызть, варить-парить, кто-то даже проращивает. Не надо путать это зерно с благословением хлебов, пшеницы, вина и елея, которые освящаются на всенощном бдении накануне церковных праздников, – это совсем другое.
Люди часто путают Соборование с таинством Покаяния. В чем разница?
– Разница в том, что при Соборовании человек не исповедует свои грехи, хотя во время проведения таинства священники многократно просят Бога разрешить человеку грехи и исцелить его тело, и через помазание святым елеем нам подается благодать Божия «исцеляющая немощные, врачующая недугующие».
Но и сам верующий должен принести покаяние – грехи, утаенные на исповеди, ни в коем случае не прощаются. Если ты утаил какой-то свой грех в надежде, что в таинстве Соборования он будет прощен, – это заблуждение.
Как говорит нам православный катехизис, есть грехи, о которых мы со временем просто забыли или не признавали их за грехи, считали незначительными, мелкими, «как песок морской». Чем ближе человек к Богу, тем тщательнее он начинает относиться к оценке своих поступков, сверять свою совесть с заповедями Божьими и понимать, что многое из того, что он делал, было неправильно. Как тяжелый грех не дает человеку спасти свою душу, тянет его на дно, в ад, так и мелкие грехи, скопившись в нашей душе, образуют огромный ком. Святые отцы сравнивают это с восхождением на высокую гору: очень трудно преодолеть ее как с большим булыжником в руках, так и с ведром песка. Поэтому и за мелкие грехи мы будем так же держать ответ и будем осуждены. Чтобы мы здесь, на земле, очистили свои души от грехов, которые не считали за грехи или о них забыли, и молится собор священнослужителей.
Часто люди, заболев, боятся собороваться, ведь, по распространенному мнению, это таинство совершается перед смертью.
– Это предрассудок и заблуждение. Откуда оно взялось? Человек тяжело болен, умирает, и родственники, которые в храм никогда не ходили, ничего не понимают в церковной жизни, пытаясь за что-то зацепиться, помочь ему, приглашают священника: «Батюшка, сделайте что-нибудь!» И батюшка пытается взрыхлить асфальт души, посеять в ней хоть какие-то семена веры. Это трудно, если всю жизнь человек прожил без Бога, если Бог был ему не нужен.
Господь нигде не сказал, что после совершения таинства Соборования больной тут же поднимется и будет здоров. Каждому человеку, прожившему отмеренный срок, придется пройти врата смерти. Есть болезни, которые посылаются нам для смирения. И нам известны имена святых, которые смиренно несли свой крест немощи, «в которой сила Божия совершается». Но Соборование – это не таинство смерти, это таинство жизни, потому что все молитвы в Соборовании имеют следующий смысл: Господи, даруй этому человеку здоровье, чтобы он мог послужить Тебе еще. Это таинство во исцеление. И уж тем более оно не ускоряет уход человека из этой жизни. Евангелие повествует о том, что многих мазали маслом и многие исцелялись, но не все, а те, кто готов был принять благодать и исцеление от Бога. Поэтому и говорится: По вере вашей да будет вам (Мф. 9. 29). Вот условие, по которому посещает человека благодать, исцеляющая и врачующая душу и тело человека.
Поясните, отец Владимир, еще одну вещь. Связаны ли как-то таинство Соборования с таинством Миропомазания или с помазанием во время всенощного бдения?
– Миропомазание – это тоже одно из таинств Церкви, оно совершается во время Крещения. Если Крещение – это рождение в новую жизнь, то в таинстве Миропомазания человек получает дары Духа Святого для того, чтобы двигаться дальше в исполнении заповедей Божиих. Как мы знаем, на апостолов тоже сошла благодать Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа. Святые отцы говорят, что Миропомазание – это Пятидесятница для каждого новокрещенного человека, и, в отличие от Соборования, оно совершается один раз в жизни.
Помазание во время всенощной – это не таинство, а благочестивый обычай, церковный обряд, который совершается в праздники, в дни памяти святых. Помазав крестообразно лоб прихожанину, батюшка призывает на верующего благодать Божию, молитвенную помощь святого, память которого в этот день празднуется.
Публикация сайта Покровской епархии