С праздником Святой Троицы!
Сердечно поздравляем всех прихожан и жителей пос. Поведники с Праздником Святой Троицы!
Предлагаем Вашему вниманию главу из книги Митрополита Вениамина (Федченкова) «Царство Святой Троицы»:
«Царство Троицы
Теперь я подошел к центральному пункту объяснения, – к главной сущности праздника, – а следовательно, и к главной «благодати» праздника. Нужно остановиться на этом немного больше. В предыдущих главах мы уже помалу подготовились, кажется, к восприятию основной мысли праздника.
Самое имя праздника – «Троица», «Святая Троица», говорит об этом. Но вот прежде я никогда не задумывался над этим наименованием: думал лишь, что ныне открылась вся Пресвятая Троица; но ведь в таком случае и крещение нужно бы называть также «Троица», ибо и там «Троическое явися поклонение», как поется в тропаре, – там явились все Лица Святой Троицы. И есть великое сходство между этими двумя моментами служения Господа – началом и концом его. Там сходит Дух на Него единого, по человечеству; на всех сойти тогда Святой Дух не мог, ибо Иисус еще не был прославлен, как говорит святой Иоанн Богослов (Ин. 7:39), а слава Христа – и воскресение с вознесением. Ныне же Святой Дух сходит на всех верующих в Него. Итак, Пресвятая Троица – и в начале служения, и в конце; только в первом празднике имя несколько более общее: «Богоявление»; а здесь уже «Троицеявление», Троица.
Теперь остановитесь на следующем соображении: какое бытие самое высокое? Или кто из существующего – наивысочайший? А следовательно, какая высшая должна быть цель у сознательного человека? Без труда религиозному человеку можно ответить:
Бог! воистину!.. Но остановимся на сем…
Правда ли, что люди действительно и почитают в душе, и проводят в жизни этот высочайший принцип – все для БОГА? Ну, хотя бы оглянемся на окружающий современный мир и на самих себя. Современный мир живет самим собою, – и притом земными, низшими интересами своими. О Боге думают вскользь, лучшие помнят в некоторые моменты дня, другие – по праздникам… Но и это все – лишь прибавка к основе жизни, а не самое существо ее. Между тем единственно сущее, подлинное, само в себе существующее и источник всего прочего, высочайшее бытие есть лишь Бог.
И не вообще Бог, а именно Бог истинный, Бог в Святой Троице, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. «Троица Единица».
И от Него, Единого сущего и Единого благого и Единого блаженного, и источника блаженства, ушли созданные Им люди: с Адама до Христа человечество ушло от своего Владыки, Творца и Отца, и даже сделалось Ему врагами. Что же случилось? Царство Троицы было оставлено людьми. Люди забыли Пресвятую Троицу. И тотчас попали мы в чужое царство, – в рабство диаволу. Мы уже приводили слова Божественного Писания, где диавол называется князем мира сего (Ин. 12:31, 14:30, 16:11). И так называет его Сам Спаситель: значит, воистину он был миродержителем (Еф. 6:12) своей похищенной державы (Евр. 2:14). Наступило темное язычество и глухое иудейство.
И вот возвратить род человеческий из этого плена, пленить плен (Пс. 67:19; Еф. 4:8), то есть освободить пленников и возвратить их – в свое отечество Небесное, в свое Царство Троицы, – дабы Ее Едину знать, и Ее Едину чтить и славить, Ей Единой поклоняться, – и было целью пришествия Христова. И это совершилось в день Троицы.
…Если мы, живя в чужих странах, стремимся возвратиться на родину, то что же можно представить, когда человечество возвратилось в Царство Троицы?! Какая слава и торжество!
Приходит такая мысль: ныне воцарение Царя истинного, Бога Небесного… Какая должна быть радость в Царстве! а особенно воцарение над потерянным прежде Царством: двойная радость. Вот какой смысл нынешнего праздника:
Поэтому-то в песнопениях и должна прославляться вся Пресвятая Троица: так и будет. Но так как Виновником этого восстановления был Сын Божий, то Церковь за это и будет славословить Его. Дальнейшее же завоевание и отвоевание плененного мира совершается Духом Святым, «Царем Небесным» – и Его славит освобожденная Церковь. Освобождение же Его Дух Святой совершил через двенадцать всего ратников, «полк ученический», – как говорилось еще на Вознесение, то есть через апостолов; и их ублажает Церковь. Теперь – Царство благодати, а Дух Святой – Царь наш.
В день Троицы лишь началось это освобождение и возвращение в Царство Троицы, а продолжаться оно будет до скончания мира.
Поэтому-то в таинстве крещения крещаемый (или крестный отец) отрекается от другого «подданства» – диаволу: читаются заклинательные молитвы о гибели врага, и совершается обряд отречения от сатаны, его царства и от всех дел – «дунь и плюнь!» на него с презрением! Теперь люди возвращаются в свое отечество и делаются подданными своего Царя – Пресвятой Троицы. И как у всех подданных есть свой «вид» (виза, паспорт, печать), так и у нас, христиан, принадлежность к Царству Святой Троицы есть крещение – это не только символический знак обратного вступления в Церковь, а действительное положение благодатной печати на человека, с изменением его существа, сообразно новому Царству. Вместо же «паспорта» может служить «метрическое свидетельство» о крещении.
В день Троицы возобновляется благодать крещения. Апостолы крестились огнем, Духом Святым, согласно предсказанию Иоанна Крестителя (Мф. 3:11; Лк. 3:16).
И мы в этот день «крещаемся» благодатию. В чем она? Возьму пример современный. Наступило время, когда мир снова уходит от Пресвятой Троицы: и неверием, и практическою, материалистическою жизнью. Хоть иди вновь проповедуй о Ней! Ужасное состояние мира! Пренебрегают, ни во что ставят Царственную Троицу! Чувствуем ли мы это?!»